Ночь нежна в Театре Луны
Автор: Оксана Маркеч, фото: Митя Алешковский


В Театре Луны идет «Ночь нежна» по одноименному роману Ф. Скотта Фицджеральда. «Среда» посмотрела, как возможен спектакль по этому «не постановочному», как считают театральные критики, роману, и заодно выяснила, что представляет собой театр, о котором слышали все, но толком никто ничего не знает. Выяснилось: спектакль – возможен, театр – окружен мистическим ореолом.


Театр Луны образовался в 90-х. Официальной датой его открытия можно считать 14 февраля 1993 года – именно тогда состоялась премьера спектакля «Византия» по романтической трагедии Николая Гумилева «Отравленная туника».
Но история театра началась гораздо раньше: с момента, когда студия «Луна», или театр-студия фантастики Сергея Проханова, получила полуподвальчик в Трехпрудном переулке на Патриарших прудах. Говорят, до революции в этих подвальчиках находились конюшни и пекарни графини Волконской. Потом полулюбительская студия сформировалась в полноценный камерный театр, а еще позже переехала на Малую Ордынку, выиграв у Областного театра сатиры право на жизнь в центре Москвы. Руководит театром и по сей день «усатый нянь» Сергей Проханов, известный актер и режиссер, двадцать лет выступавший в театре имени Моссовета, сыгравший 45 ролей в кино: «Трижды о любви», «Магистраль», «Ты помнишь», «Деревенская история», «Оставить след» и других фильмах.

Изначально студия «Луна» была авторским проектом, со своей художественной концепцией и своим стилем. Она должна была занять особую нишу среди московских театральных площадок — стать театром «романтических фантазий». Сам Сергей Проханов называет его «театром-студией реалистической фантастики», говорит, что здесь всегда присутствует какая-то оторванность, игра воображения и подсознания, и сравнивает его с парижским «Театром Солнца», токийским «Театром Тумана», пражским «Театром Ночи». Повод для сравнений – отсутствие имени какого-нибудь патриарха в названии и некий романтический налет на всем репертуаре. Без мистики тоже не обошлось, как и полагается Театру Луны. Когда идея создать свой собственный театр только-только зарождалась в голове режиссера, в один из вечеров он шел мимо Патриарших прудов, поскользнулся и, упав, буквально въехал в подвал заброшенного дома, который впоследствии и стал базой для студии.



После «Византии» Сергей Проханов поставил сказку Ольги Михайловой «Мечты маленького Робинзона» – легкий музыкальный спектакль о приключениях современного Робинзона на острове попугаев. После него луна прочно вошла в жизнь театра: в этом спектакле она присутствовала не как абстрактная идея, а как вполне конкретный персонаж — фантастическое существо, увлекающее Робинзона в неведомые дали.

Спектакль «Ночь нежна» по роману Ф.С. Фицджеральда стал в какой-то мере знаковым для театра – в 97 г., когда и состоялась премьера, он был очень популярен, получил огромную прессу и поставил Театр Луны в один ряд с такими корифеями, как театр им. Моссовета, «Ленком», «Современник». Во многом успех определил «звездный» состав актеров — Анатолий Ромашин, Дмитрий Певцов, Сергей Виноградов – представителей трех совершенно разных театральных школ. Но кроме знаменитых актеров, на которых шла публика, было еще кое-что: им удалось передать игрой ту атмосферу декаданса и джаза 30-х годов, которой пропитана книга.

За сюжетными поворотами и многочисленными любовными геометрическими фигурами в романе Фицджеральда присутствует необъяснимый легкий флер безумия и безысходности, из-за которого это произведение мало кто решается ставить на сцене – слишком многое остается за текстом и за эмоциями. Возможно, из-за того, что роман был слишком автобиографичен – книга создавалась в период мучительного кризиса, личного и творческого. Жена Фицджеральда Зельда Сейр сошла с ума, как и героиня романа. Самого писателя, своими книгами и своей жизнью как никто другой выразившего идею поколения, которое с подачи Гертруды Стайн назвали «потерянным», обвиняли в «легковесности» и «самонадеянности», называли несостоявшимся пророком. Стиль его жизни, прочно ассоциирующийся теперь с «веком джаза» и так точно им переданный в романах, – безудержное веселье, вечный праздник, случайные связи, реки джина, скандалы и за всем этим какой-то надрыв — стал шаблоном, стереотипом, которым пользовались литературные критики и который подменил истинную жизнь Фицджеральда для массового читателя. Беллетрист, которому отказали в праве быть художником, по сути, всю свою жизнь неуклонно шел к саморазрушению. Фицджеральд умер, когда ему не исполнилось и сорока пяти. Позже те же критики сказали, что причиной его гибели были засилье коммерции и дух купли-продажи, характерные для американской литературы того периода, которые грубо вторгались в жизнь писателя. Отчасти, это действительно так.


Так или иначе, роман «Ночь нежна», которому было посвящено девять лет работы, пылился на книжных прилавках и ждал своего времени. Однажды Фицджеральд сказал: «Не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди или персонажи одного из моих романов» — и не подозревал, насколько окажется прав.

Для 90-х годов 20 века Фицджеральд был как никогда актуален. И не прилагая особенных усилий можно увидеть аналогии между 30-ми в США и 90-ми в России: то же потерянное поколение «Икс», тот же «легкое безумие» в головах. Сама атмосфера 90-х располагала к тому, чтобы не играть героев Фицджеральда, а проживать их на сцене. Поэтому такой успех и такая очевидная удача.

Почти все герои этого спектакля больны любовью. Респектабельный аристократ Девре Уоррен, пылающий отнюдь не отцовскими чувствами к своей дочери Николь. Николь, пытающаяся излечиться от своей порочной страсти любовью к доктору Дику Дайверу. Дик, преступающий грань дозволенных отношений между доктором и пациенткой, ищущий выход в непреодолимой страсти к восходящей звезде Голливуда Розмэри Хойт. Томми Барбан, тайно влюбленный в жену своего друга Дика…
Клубок любовных историй разворачивается на фоне французской Ривьеры 1920-х годов с ее палящим солнцем и бесконечными пьянящими ночами. Непрекращающийся легкомысленный бал превращается в напряженную и полную страдания драму. «И я уже с тобой. Как ночь нежна!» — это не только поэтический эпиграф романа Фицджеральда, но и лейтмотив спектакля, объединяющий героев с разбитыми судьбами и несбывшимися надеждами (с сайта Театра Луны).


Сегодня спектакль «Ночь нежна» все также собирает полные залы. Актеры другие (в ролях: Максим Щеголев, Марк Алисов, Олег Марусев, Анастасия Терехова, Елена Захарова), поэтому изменилась подача. Время другое, поэтому то тонкое настроение, из которого соткана книга и которое, по словам очевидцев, присутствовало на премьере спектакля, превратилось в еле уловимый отзвук. Но по-прежнему на французской Ривьере, окутанной дымкой эротичности, царит атмосфера легкого флирта, и за мишурной пустотой внешнего скрывается тайна, которой каждый герой гипнотизирует зал…


26 декабря 2005 года


Статья с сайта журнала "Среда"

Вернуться в раздел



Hosted by uCoz