31 мая 2005 г.
До свидания, рубиновый вторник...
Елизавета ТРУСЕВИЧ
В нынешнем году пьеса Дэйла Вассермана "Полёт над гнездом кукушки" (написанная по одноимённому роману Кена Кизи) у отечественных режиссёров пользуется повышенным "спросом". Так, в разных театрах Москвы к постановке готовятся аж четыре спектакля.
Уже состоялась первая премьера - спектакль "Рубиновый вторник" в Театре Луны поставил Павел Урсул. В свое время фильм Милаша Формана "Пролетая над гнездом кукушки" наделал много шума, получив в итоге пять "Оскаров". И сейчас, наверное, каждый зритель невольно будет сравнивать спектакль с фильмом или с романом (если смотрели или читали, конечно). Но это - только в первые минуты. Потом полностью "отключаешься" от аналогий и попадаешь в сумасшедший дом, где развивается вполне современная история.
Хотя, конечно, сравнений избежать всё равно трудно. Например, главное действующее лицо - Макмерфи (Владимир Майсурадзе) нисколько не похож на Джека Николсона, из-за чего поначалу даже испытываешь легкое разочарование. Макмерфи - этакий хиппи с бородой и длинными волосами, будто пришедший из мюзикла "Волосы" того же Формана. Из уже далёкой эпохи - и музыкальное оформление, позаимствованное у кумиров "поколения любви и цветов", некогда суперзнаменитой группы "Роллинг Стоунз" с их ностальгическим "До свидания, рубиновый вторник". Оно и должно подчеркивать в постановке "мелодию протеста". Впрочем, в этом спектакле нет претенциозности, которая в последнее время свойственна театру вообще. Тот же Макмерфи - революционер-одиночка, который вступает в борьбу с ненормальным миром, отчего и оказывается в психушке. Причем литература, театр и кино знают и других "психов": князь Мышкин, Эрик XIV, чуть позже Форест Гамп. Но они - юродивые среди нормальных, Макмерфи же - в обществе настоящих слабоумных. Хотя, если посмотреть внимательно, все эти герои, пожалуй, нормальнее всех остальных. Просто живут по формуле: "Я несовершенен, потому что несовершенен мир". Впрочем, главный герой "Рубинового вторника" вышел вполне обычным человеком, неврастеничным, живым, веселым и очень коммуникабельным. Он быстро находит общий язык с местным неформальным лидером Хардингом и даже перетягивает его на свою сторону. Хардинг же в исполнении заслуженного артиста Эстонии Владимира Лаптева получился не "своим среди чужих" и не стукачом, а человеком, с гордостью носящим громкое звание "президент ассоциации психов". В итоге получился в некотором роде бюрократ - ведь тоже "на должности" Вообще в этой психушке живут разные типажи, карикатуры на так называемых нормальных во главе со "своим" профессором Черзвиком (Алексей Жуйков) и индейским вождем Вэтлом (Михаил Полосухин). Но, к сожалению, здесь четко не просматривается та самая "модель мира", которая изначально и была представлена в романе Кизи.
Еще Константин Сергеевич Станиславский говорил актерам: играешь злого - ищи, в чем он добр, а играешь доброго - найди в нем злое. В финале "Рубинового вторника" перебор "злого". Сначала гибнет невинный и обаятельный Билли (Александр Песков), а потом и Макмерфи - с тупой улыбочкой и бессмысленными глазами. И уж кажется, что лучше бы постановка закончилась спорами о том, куда же делся Макмерфи. Кто-то "видел", как он улетел, а кто-то предположил, что сбежал. Многоточие здесь гораздо лучше точки. Во всяком случае это и есть надежда, и пусть она умирает последней. А тогда уж прощай, рубиновый вторник По одной из этимологических версий "дурак" происходит от Ра (бог Солнца у древних египтян) и означает "близкий к Богу". Так что никогда не надо торопиться называть дурака дураком, потому что умный может посчитать это комплиментом.


Парламентская газета


Hosted by uCoz