08 июля 2005 г.
Дети цветов по Фрейду
Виктория ЛЕМОРЕНКО
Что касается власти женщин, то это сквозная тема спектакля и произведения вообще.
Московский театр "Луны" продолжает радовать новыми яркими постановками. Спектакль "Рубиновый вторник", поставленный Павлом Урсулом по легендарной пьесе "Полёт над гнездом кукушки" Дейла Вассермана, влился в идейный ряд "лунных" произведений. Культовый роман поколения хиппи, принесший мировую славу Кену Кизи, до сих пор не оставляет равнодушными людей, не признающих грубой власти и свято почитающих свободу. А название спектакля - "Рубиновый вторник" - родилось из одноимённой песни не менее культовой группы поколения 60-70-х годов "Роллинг стоунз". Этому театральному действу дано и соответствующее определение - притча в стиле ритм & блюз. Для "детей цветов" Зигмунд Фрейд словно родной отец. И хотя родоначальник психоанализа никогда не писал философские трактаты о свободе, в контексте произведения понятия "либидо" и "свобода" становятся практически равнозначными. Павел Урсул не упустил эту культурно-историческую деталь и нарочито подчеркнул ее. Большой нарисованный на стене глаз Фрейда постоянно контролирует всех обитателей психушки, включая медперсонал. Никому не убежать от своего подсознательного - ни власть имущему, ни самому слабому во внешнем мире. Буквально врываясь в тихий, уже подчиненный обстоятельствам мирок, Макмэрфи в исполнении Владимира Майсурадзе заставляет "дохляков" задуматься о своей никчемной на тот момент жизни. Майсурадзе блистательно справился с ролью бунтовщика и жизнерадостного балагура. Этот актер не только смотрится не хуже Джека Николсона, сыгравшего в 1975 году этот персонаж в великом фильме Милоша Формана, но и в чем-то превосходит его. И тридцать лет спустя мыслящих людей по-прежнему волнуют те же проблемы и те же ритмы. Рок был рожден бунтарями, и поэтому так вдохновенно актеры театра "Луны" танцуют под зажигательную музыку "Роллинг стоунз". Впрочем, танец "больных", то есть не понятых и отринутых обществом людей - это скорее их мечта о свободе, нежели конкретное действие. Проблема всех жителей "психушки", то есть нашего социума, не столько в отсутствии внешней свободы, сколько в полете души и духа. Не каждый способен быть свободным, даже если у него появляется такая возможность. К большому удивлению Макмэрфи, практически все больные оказываются добровольно заточенными в больнице. Эдипов комплекс мучает практически всех персонажей "Полета над гнездом кукушки". Несчастного Билли в исполнении Александра Пескова мучают угрызения совести и стыда перед матерью за то, что его тянет как нормального мужчину к женщинам. И он, как следствие, остается девственником. Зрители настолько проникаются переживаниями парня, что невольно начинают громко переживать. Один из пришедших на премьеру молодых театралов настолько вжился в предлагаемые обстоятельства, что вместе с "больными" начал подначивать беднягу: "Давай, Билли, давай!" Что это, если не прекрасная актерская игра? Что касается власти женщин, то это сквозная тема спектакля и произведения вообще. Медсестра Крысчед в исполнении Людмилы Светловой - настоящий символ женского самодурства или, еще хуже, хитроумной тотальной власти над мужчинами. А настоящим свободным человеком оказывается отнюдь не Макмэрфи, которому в итоге сделали лоботомию, тем самым приговорив к растительному образу жизни, а великан-тихоня Вождь Вэтла. Он, как идущий дальше своего учителя ученик, совершил настоящий акт свободы. "Рубиновый вторник" абсолютно вписывается в "прохановское" видение театра. Художественный руководитель театра "Луны" Сергей Проханов так определяет эту художественную особенность: "Луна, какая бы она ни была, всегда луна. Фантазия. Сложный, красивый ассоциативный ряд, когда важно не то, что именно происходит на сцене, а с чем это ассоциируется". Это чувственный, эстетский театр, где все насквозь пронизано поэзией и красотой любви. Мысли и фантазии режиссера здесь даже важнее самой драматургии. Поменяв географическую орбиту, "Луна" недавно переселилась в новое, необыкновенно красивое здание на Малой Ордынке. Архитектура и дизайн дома как нельзя кстати стилистически подходят к спектаклям. Здесь все подчинено единому замыслу: театральное пространство с зеркалами, игрой линий и объемов, фактур камня, металла, стекла, текучей каменной массы, напоминающей лаву из давно потухшего вулкана - все подчеркивает вечную парадоксальность и изменчивость мира. |